На фронтах Великой Отечественной войны воевали около миллиона женщин. Но, без сомнения, ореолом романтики окутаны летчицы, чьи стойкость и отвага служили примером и вдохновляли других. Особое место в этом ряду занимает Лидия Литвяк - единственная женщина-пилот истребителя, удостоенная звания Героя Советского Союза.
Лидия Литвяк стала лучшей женщиной-асом в истории всей мировой авиации. За свой недолгий боевой путь она выполнила 186 боевых вылетов, участвовала в 69 воздушных боях, где лично сбила 12 самолетов противника.
Она родилась 18 августа 1921 года в Москве. Вместе с матерью и младшим братом жила на улице Новослободской. Недалеко от их дома в середине тридцатых годов открылся районный аэроклуб им. В. Чкалова. Тогда о небе мечтали многие ее сверстники. Лидия Литвяк не стала исключением. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. Лиде исполнилось семнадцать лет, когда она закончила пилотскую школу аэроклуба. Образование продолжила в Херсонской инструкторской авиационной школе Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) СССР, после окончания которой была направлена на работу в Калининский аэроклуб. Там она успела лично подготовить 45 курсантов. Журнал «Самолет» в мае 1941 года назвал имя Лидии Литвяк среди лучших инструкторов московских аэроклубов. Лидия была молода и красива, энергичная и увлекающаяся всем новым, что происходило в те годы в СССР. Она могла стать актрисой, сниматься в кино, способности у нее к этому были, но судьба распорядилась по-своему. Началась война. Лидия стала просится на фронт. Чтобы попасть в ряды военных летчиков, девушка даже пошла на хитрость, приписав себе часы налета. И как опытный летчик, она была зачислена в 586-й истребительный авиаполк в городе Энгельс. Авиационные части, в которых служили женщины-летчицы, были сформированы согласно приказу Народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина № 0099 от 8 октября 1941 года. В частности, в нем говорилось: «В целях использования женских летно-технических кадров приказываю к 1 декабря 1941 г. сформировать и подготовить к боевой работе 586-й истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/174, дислокация г. Энгельс. <…> Командующему ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осоавиахима…».
В октябре 1941 года был сформирован женский 586-й истребительный авиационный полк под командованием М. М. Расковой, куда добровольцем вступила Лидия Литвяк. Девушки начали осваивать одну из самых сложных авиационных специальностей – летчика-истребителя. Они занимались по 14-16 часов в сутки. Война диктовала свои условия. Каждый пилот был на счету. Трехгодичный курс летной подготовки пришлось проходить в самые короткие сроки. И в разговорах девушек-летчиц звучало только одно: «Скоро на фронт!»
Свои первые боевые вылеты отважная лётчица Литвяк Л. совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. Сохранились письма Лидии Литвяк, присланные в Москву матери и брату. В коротких, торопливых строках говорится не только о буднях войны. Эти письма выразительно свидетельствуют о том, как постепенно происходило становление будущего воина, перед нами раскрывается нежное и мужественное сердце Лиды. Из письма Лиды Литвяк: «Дорогая мамочка и Юра! Можете меня поздравить. 29.1.42 г. вылетела самостоятельно с оценкой «отлично». Наконец-то исполнилась моя долголетняя мечта. Можете меня считать натуральным истребителем. Вывозной налет мой минимальный, очень довольна. Пока все в порядке. Куклы-книжки пусть валяются, когда-нибудь пригодятся, пусть лежат где-нибудь в уголке».
С 15 апреля по 10 сентября 1942 года Лидия Литвяк выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с ценными военными спецгрузами для фронта.
10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград.
Женские экипажи начали свой боевой путь на Волге в самое трудное время, когда авиация противника имела превосходство в небе. Все силы 4-го воздушного флота германское командование бросило под Сталинград. Фашистские воздушные армады разрушали кварталы города, бомбили суда на Волге, передний край и тылы фронта. Чтобы отбить атаки противника с воздуха, нашим летчикам приходилось пять раз за день вылетать на боевые задания.
Воздушный бой – это серьезное испытание для каждого пилота. Порой в считанные минуты, когда идет поединок, проверяются и профессиональная подготовка, и крепость нервов. Все что летчик знает и умеет, надо вложить в этот миг, чтобы одержать победу. В огненной круговерти боя пойти на риск самому, чтобы спасти боевого друга. Уже во втором вылете Лидия сбила бомбардировщик «юнкерс», затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка подбила «мессер» за штурвалом которого находился немецкий летчик-ас, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста лейтенант барон Ганс Фусс.
Из наградного листа: «10 сентября 1942 года тов. Литвяк впервые в составе 586 ИАП прибыла на фронт в район напряженных боев г. Сталинград. Тов. Литвяк с нетерпением рвалась к боевым вылетам и за короткий период совершила 10 боевых вылетов на прикрытие г. Сталинград. 13 сентября 1942 года на втором боевом вылете по прикрытию г. Сталинграда встретилась с бомбардировщиками противника. В результате воздушного боя, умелых смелых атак и настойчивости при достижении цели Литвяк открыла себе счет, сбив один самолет противника типа «Ю-88», а одного «Ме-109» подбила в паре. Этот день особенно славным был для героинь-пилотов девушек мужественных защитников Сталинграда. Во главе с Героем Советского Союза тов. Даниловым за один боевой вылет они сбили 8 фашистских самолетов, увенчав себя неувядаемой славой защитников великого города Сталинграда».
После этого боя на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и радиопозывной «лилия-44». Так и расцвела «Белая лилия Сталинграда». Лидию Литвяк называли по-разному, фашисты – «Ночная ведьма Сталинграда». Свои – «Белая лилия Сталинграда».
Рано утром, едва восходило солнце, на полевом аэродроме звучала команда, летчики бежали к машинам. И среди них белокурая Лида Литвяк, не терявшая редкой волевой собранности и девичьей обаятельности. Каждый боевой вылет был сопряжен с воздушными схватками. Снова и снова девушка-пилот бесстрашно сражалась с фашистскими асами.
С 8 января 1943 года Л. Литвяк выполняет боевую работу в составе 73 гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка. На боевом счету отважной героини-летчицы 150 боевых вылетов, лично сбитых 6 самолетов противника по типам: Ю-87, Ю-88, Ме-109. В составе группы летчиков-истребителей сбито 6 самолетов. С первых дней боевой работы в полку Литвяк показала свои отличные качества летчика при выполнении заданий на разведку войск противника и сопровождение штурманов, за что была награждена Орденом «Красной Звезды» (17.02.1943 г.)
22 апреля 1943 года во время налета вражеских самолетов на г. Ростов Лидия Литвяк двумя атаками самостоятельно сбила один Ю-88, после чего на протяжении 15 минут одна вела бой с шестью Ме-109 и несмотря на сильное повреждение машины и ранения в ногу летчица привела свой самолет на аэродром и посадила на шасси благополучно.
О таких летчиках, как Лидия Литвяк, говорили, что настоящим воздушным асом можно быть только от природы, этому нельзя научиться ни в одной летной школе. Лидия Литвяк была настоящим асом: это признавали все, кто ее знал по службе в полку. В газетных публикациях того периода два имени стояли рядом: Литвяк Л. В. и командир эскадрильи старший лейтенант Соломатин А. Ф. Они увидели друг друга на выжженном летном поле, возле серебристых машин, на крыльях которых виднелись вмятины от осколков. В суровых буднях войны родилась их любовь. Вместо нежных свиданий молодых людей ждало фронтовое небо. Лиля и Алексей часто летали вместе. И радость, и сердечная забота теперь были связаны со всеми фронтовыми тревогами, с тем, как надежно они прикрывали друг друга в бою. Бесстрашный сокол Алексей Соломатин бросал свою машину навстречу врагу. А Литвяк, как умелый летчик, понимая воздушный маневр боевого товарища, спешила ему на помощь. Однажды летчики видели, как выбравшись из кабины после приземления, Алексей подошел к Лиле и крепко поцеловал смутившуюся девушку. «Это за сбитый немецкий самолет», - сказал он. Такой была их любовь…
В начале апреля Алесей Соломатин сделал Лилии Литвяк предложение. Теперь они стали мужем и женой, брак зарегистрировал командир полка.
В начале мая 1943 года Алексея Соломатина однополчане поздравляли с присвоенным ему званием Героя Советского Союза.
Но часто недолгим бывает счастье на войне.
21 мая 1943 года Герой Советского Союза капитан Алексей Соломатин, погиб на глазах любимой жены и верных товарищей. Невозможно было передать словами, в каком отчаянии была Лиля. С еще большим ожесточением Лиля Литвяк стремилась на боевые задания, бросалась в воздушные схватки с врагом.
31 мая 1943 года противник для корректировки огня своей артиллерии поднял аэростат корректировщика на расстоянии 15 км. от линии фронта. С аэростата был хорошо виден аэродром и каждый раз, как только поднимались наши истребители аэростат опускался. Летчица Лиля Литвяк применила хитрость: со взлета ушла далеко на восток, затем зашла со стороны противника и одной атакой зажгла аэростат.
И еще один бой 17 июля 1943 года, в котором Лилия, подбив один Ме-169, продолжала вести неравный бой, в результате самолет Л. Литвяк получив тяжелое повреждение левой плоскости, водосистемы, бензосистемы и фюзеляжа. Во время выхода из боя самолета Лилии Литвяк, мессер заметив израненную машину, атаковал ее на снижении. Во время атаки повредил кабину и ранил Литвяк в левую ногу и плечо. Несмотря на все эти тяжелые условия и усталость в бою Лилия посадила свой подбитый самолет на фюзоляж. За отличное выполнение задания Лидии Владимировне Литвяк была объявлена благодарность и вручена вторая правительственная награда – орден «Красное Знамя» (22.07.1943 г.).
В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. 1 августа 1943 года отважная летчица Лилия Литвяк не вернулась из полета. Спустя годы Герой Советского Союза И. Борисенко так написал об этом последнем бое: «Это было в августе 1943 года. Мы в составе восьми Як-1 вылетели на прикрытие наших войск. Лиля находилась в группе из шести самолетов Як-1. Я шел парой в группе прикрытия. Над территорией противника километрах в 12-20 за линией фронта мы увидели группу бомбардировщиков, которые следовали к линии фронта. Приняли решение атаковать с хода. Во время боя Лилия не заметила группу «мессершмиттов», которые прикрывали бомбардировщики. Пара «мессершмиттов» бросилась в атаку на Лилю. Ее ведомый Виктор Горбунов ринулся им наперерез, но не успел. Самолет Лилии Литвяк был сбит. Бой шел за облаками. Я увидел, как один Як-1 резким снижением с дымом вошел в облака. Я последовал за ним. Но, выйдя из-под облачности, его уже не увидел. Чей это был самолет, я еще не знал. После окончания боя, приземлившись на аэродроме, мы узнали, что не вернулась с задания младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк».
В Москву на улицу Новослободская, где жили мать и брат Лидии Литвяк, пришло с фронта печальное известие. Боевые друзья написали родным о гибели летчицы: «Ее смерть – потеря для всей истребительной авиации. За нее дорого заплатят враги. Сейчас мы только с боя и через полчаса снова в бой. Клянемся вам, дорогая Анна Васильевна, что жестоко отомстим за вашу дочь и нашу любимицу – командира. Порукой тому – наше гвардейское знамя, омытое кровью лучших наших товарищей».
Гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк 4 августа 1943 года приказом по 8-й воздушной армии была навечно зачислена в списки 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиаполка. А 8 августа того же года была посмертно представлена к званию Героя Советского Союза. Из наградного листа: «За героизм и мужество, проявленные в борьбе с германскими захватчиками, за отличное выполнение боевых приказов командования на фронте Отечественной войны Литвяк достойна посмертно Правительственной награды звания «Герой Советского Союза».
Вновь прекрасная, смело, отважная
Шла без страха в воздушный ты бой!
В сорок третьем случилось вдруг страшное…
И тебе не вернутся домой…
Лида, Лидочка! Как же так, милая?
Искры грусти в зеленых глазах…
Сталинградская белая лилия
В нашей памяти, в наших сердцах.
Елена Юдина
Лидия Литвяк не дожила двух недель до 22 лет. Девушка провела на фронте больше года, выполнила 168 боевых вылетов, уничтожила 12 самолётов противника лично и 4 – в группе. По традиции, установившейся с Первой Мировой войны, асом считался пилот, одержавший 5 побед. Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено (по другой версии, к званию Героя Советского Союза не могли быть представлены лица, пропавшие без вести).
В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Её останки были обнаружены местными мальчишками у хутора Кожевня и захоронены 29 июля 1969 г. в братскую могилу с. Дмитровка как «неизвестная летчица». В 1971 году в ходе поисковых работ, проводимых поисковым отрядом 1-й школы г. Красный Луч, установлено имя, увековеченное на месте захоронения в июле 1988 г. В ноябре того же года приказом заместителя министра обороны СССР внесено изменение в пункт 22-й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 г. в отношении судьбы Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.»
5 мая 1990 Президент СССР Горбачёв подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно. Орден Ленина № 460056 и Медаль «Золотая Звезда» № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.
Награды: Герой Советского Союза (05.05.1990), орден Красной Звезды (17.02.1943), орден Красного Знамени (22.07.1943), Орден Отечественной войны I степени (10.09.1943, посмертно).
1 сентября 1977 года в городе Красный Луч Луганской области (Украина) в центральном сквере, у здания школы № 1 по улице В. И. Ленина установлен памятник летчику-истребителю Литвяк Л. В. Его создатель – бывший ученик школы Николай Николаевич Щербаков запечатлел последние минуты жизни летчицы, героически погибшей в неравном бою с противниками.
Скульптурная композиция представляет собой отважное лицо лётчицы в шлемофоне и очках, обрамленное строгим контуром кабины истребителя. Лицо Лидии Литвяк выражает одновременно грусть и печаль, мужество и отвагу. Вдоль фасадного бока постамента высечено 15 звезд, которые символизируют количество сбитых вражеских самолетов и надпись: «Лилии Литвяк – отважной летчице 73 гвардейского истребительного авиаполка».
В Красном Луче есть улица имени Лидии Литвяк, на доме №4 прикреплена мемориальная доска, ежегодно 9 мая и в дни других патриотических праздников здесь возлагаются цветы.
В декабре 2018 года в Москве по адресу: ул. Новослободская, д. 14/19 состоялось открытие мемориальной доски Герою Советского Союза, летчику–истребителю, командиру авиационного звена, гвардии младшему лейтенанту Л. Литвяк. Авторами мемориальной доски стали скульптор Ольга Помосова и архитектор Ольга Петрашко. Доску разместили на доме, где Л.Литвяк жила с рождения и до того, как ушла на фронт.
19 июля 2019 года в Волгоградской области на военном аэродроме «Мариновка» открыли бюсты двум советским летчицам, которые в годы Великой Отечественной войны сражались с немецкими захватчиками. Обе они — Екатерина Буданова и Лидия Литвяк— погибли, защищая воздушные рубежи над Донбассом. Екатерина Буданова и Лидия Литвяк познакомились в полку по время Сталинградской битвы. Литвяк была на пять лет младше Будановой, но это не помешало им сдружиться и до последнего дня воевать плечом к плечу. Погибли летчицы, защищая Донбасс. 19 июля вблизи города Антрацит группа Будановой была атакована немецкими истребителями. В бою самолет Екатерины был подбит, она смогла его посадить, но умерла от полученных ранений. Командование полка представило Екатерину Буданову к званию Героя Советского Союза, но это звание ей присвоено не было, поскольку она считалась пропавшей без вести. 1 октября 1993 посмертно присвоено звание Героя России.
Библиографический список: