Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ю. Друнина, 1942
У войны много лиц, и одно из них — женское. Точное и емкое определение роли женщин в Великой Отечественной войне нашел писатель Федор Абрамов. С трибуны съезда писателей он сказал: «Второй фронт открыли наши женщины!»
Женщины войны… Еще совсем девочки, порой только что со школьной скамьи, они взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели. Они познали тяжелую, горькую жизнь, прошли через нечеловеческие испытания, выдержали неимоверные нагрузки. В годы Великой Отечественной войны о женщинах-воинах говорили в сводках Совинформбюро, писали в газетах, выпускали плакаты, но чем дальше уходила страна от событий 1941—1945 гг., тем реже звучала эта тема. И только спустя десятилетия начали называть вещи своими именами и, не стесняясь вспоминать, какие трудности выпали на долю советских женщин, как им приходилось их преодолевать.
В преддверии праздника Победы обучающиеся старших классов МОУ СШ № 29 посетили мемориальный зал Патриот» в библиотеке-филиале № 4 им. Ю. В. Бондарева. Для них был проведен литературный час «Женские образы в литературе о Великой Отечественной войне».
Знакомство с героинями военного лихолетья началось с одного из лучших рассказов о Великой Отечественной войне «Гибель командарма» Галины Николаевой. В его основу было положено реальное трагическое событие, происшедшее с пароходом «Композитор Бородин», на котором за несколько дней до его гибели работала врачом Галина Николаева.
Среди героев романа А. Фадеева «Молодая гвардия» трудно выделить какую-то одну фигуру: все они, несмотря на различие характеров и поступков, в равной степени являются героями. Мы коснулись лишь двух женских образов, наиболее ярко представленных в романе — Ульяны Громовой и Любови Шевцовой.
Близка по духу к предыдущим героиням партизанка Зоя Космодемьянская. К подвигу Зои Космодемьянской обращались многие авторы, но самой пронзительной стала книга «Повесть о Зое и Шуре», которую написала мать брата и сестры Космодемьянских - Любовь Тимофеевна. Читатели получили уникальную возможность проследить биографию героев с самого рождения и до момента гибели.
В этот день школьники также узнали о Гуле Королевой, подвиг которой запечатлела в своей книге «Четвертая высота» Елена Ильина.
Известно, что иногда жизнь создает такие сюжеты, которые не в состоянии придумать самая яркая фантазия писателя. Документальная основа – отличительная особенность повестей Бориса Полевого. Славу ему принесла «Повесть о настоящем человеке», и так получилось, что немного в тени осталась еще одно очень интересное произведение — это повесть «Доктор Вера». Прототипом доктора Веры стала тверской врач Лидия Петровна Тихомирова. Борис Полевой создал образ самоотверженной женщины-врача и открыл неизвестную страницу истории Великой Отечественной.
Борис Васильев — писатель, прошедший войну, знавший не понаслышке о ее ужасах и убедившийся на собственном опыте в том, что тема женщины на войне заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем тема мужского героизма пишет повесть «А зори здесь тихие». В основе сюжета которой также лежит реально совершённый подвиг времён Великой Отечественной войны. Во время работы над повестью, автор решил заменить мужские образы на женские, чтобы сделать историю более драматичной. В итоге получилась книга о женщинах-героях, поражающая читателей правдивостью повествования.
Практически исчезла из читательского круга некогда известная повесть Даниила Гранина «Клавдия Вилор». Ребята узнали, что этот образ также не выдуман автором. Клавдия Денисовна Вилор была политруком Винницкого пехотного училища. Женщин на войне было много, но женщина-политрук явление очень редкое.
Автор одной из самых знаменитых книг о Великой Отечественной «У войны — не женское лицо» Светлана Алексиевич, собрав воспоминания более двухсот рассказов-исповедей женщин-фронтовичек, провела читателей по страшному, жестокому, не женскому пути войны.
Одной из героинь Светланы Алексеевич могла бы стать и поэтесса Юлия Друнина, попавшая, как и многие ее сверстники на фронт практически со школьной скамьи. Ей удалось показать войну глазами женщины, не просто попавшей в огненный вихрь, но и сделавшей для Победы всё, что было в её силах:
«Я не привыкла,
Чтоб меня жалели,
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку —
Меня…»
Не могли мы в этот день обойти вниманием женские образы, созданные в произведениях Юрия Бондарева. И хотя они выписаны Бондаревым не столь выпукло, как мужские, но в них сокрыта очень глубокая нравственная сила.
Как ни печально, но тема войны злободневна и сегодня. Произведения военных лет и современная проза о войне вновь напомнили молодым людям о созидающей роли женщины в этом жестоком и сложном мире и надеемся заставили их задуматься об истинной ценности и смысле жизни.