В Центре по изучению Сталинградской битвы прошел виртуальный научный семинар на тему: «Астраханский промышленный узел в 1941 – 1943 гг.».
Презентацию подготовила главный специалист отдела НИР ГКУВО «ЦДНИВО», научный сотрудник Центра по изучению Сталинградской битвы Е. Л. Головина.
В докладе-презентации Е. Л. Головина отметила, что Нижняя Волга в годы Великой Отечественной войны являлась не только важной транспортной артерией для перевозок множества стратегически важных грузов, прибывавших по Каспийскому морю, вглубь страны. Также она являлась важным промышленным центром страны.
На Нижней Волге базировались управления 4 крупных судовладельцев, находившихся в ведении народных комиссариатов речного и морского флота СССР (НКРФ и НКМФ): Нижне-Волжского речного пароходства (НВРП) НКРФ (гор. Сталинград), Волжского нефтеналивного пароходства «Волготанкер» (гор. Астрахань), пароходства рейдового нефтеналивного флота «Рейдтанкер» НКМФ (гор. Астрахань) и бассейнового управления рейдового технического флота Каспийского моря «Рейдтехфлот» (гор. Астрахань). Каждое пароходство имело свою береговую инфраструктуру – пристани, нефтебазы, закрепленные за ними крупные судоремонтно-судостроительные предприятия.
Кроме того, на территории Астраханского округа действовали предприятия пищевой, рыбной, лесообрабатывающей промышленности, работали предприятия промкооперации, находились аэродромы и мастерские по ремонту авиатехники, выполняли ответственные государственные задания строительные организации в сфере развития транспортной и нефтетранспортной инфраструктуры, обеспечивая перевозки для нужд фронта и тыла. Кроме того, обеспечивали работы промышленного узла предприятия энергетического сектора – АстрГРЭС и АстрТЭЦ.
С началом Великой Отечественной войны начался перевод астраханской промышленности на военный лад. Предприятия осваивали выпуск тральщиков, барж, подводных лодок, бронекатеров, плавбатарей, аэросаней, авиабомб, снарядов и гранат, стрелкового оружия и минометов, РОКС-2, оборудование для газоубежищ. Был организован пошив и ремонт одежды для фронта, изготовление предметов первой необходимости, некоторых видов медицинского оборудования. Предприятия пищевой промышленности изготавливали консервную продукцию (овощные и мясные консервы), рыбную продукцию, включая рыбную муку и сухари для фронта.
Астрахань являлась вторым после Сталинграда промышленным центром области, а потому привлекала внимание неприятеля. Немецко-фашистские захватчики регулярно подвергали и Астрахань, и русло Нижней Волги бомбардировкам вплоть до конца 1943 г. особенно сильный ущерб промышленности Астрахани был нанесен бомбардировкой в ночь с 26 на 27 июня 1943 г. В этот день группа из 30 самолетов совершила налет, целью которого стали такие предприятия как железнодорожная переправа реки Волги, завода им. III Интернационала и им. X годовщины Октябрьской революции, Трусовский рыбозавод Волго-Каспийского треста, завод № 638 им. Сталина и Астраханский речной порт. Помимо этого, пострадали здания жилого сектора, а также объекты инфраструктуры – телефонная и электросети и магистраль водопровода. Подобное внимание противника к астраханским предприятиям свидетельствует об их значении для хода войны. Но, несмотря на все сложности, фабрики и заводы, строительные бригады и кооперативы продолжали свою деятельность и выполняли задания ГКО, АГКО, СГКО, партийных и советских органов власти, приближая заветную Победу…
В презентации также представлены некоторые образцы продукции, изготовленные астраханскими предприятиями, военное обмундирование.
Более подробная информация о деятельности большинства астраханских предприятий в период Великой Отечественной войны собрана сотрудниками Центра по изучению Сталинградской битвы. С вопросами и дополнениями по данной теме предлагаем обращаться к Гловиной Е. Л. на e-mail: centre-stalingrad@mail.ru.